академика
  • Услуги
  • Направления
  • Врачи
  • Отзывы
  • Прайс
  • О нас
  • Контакты
+7 (495) 120-02-62
г. Москва, ул. Трубная 29 с. 6
Версия для слабовидящих
академика
Загрузка...
академика
ООО НИК «Академика» 127051 г.Москва ул. Трубная д. 29 с. 6
ИНН: 9702073535
ОГРН: 1247700838527
Номер лицензии Л041-01137-77/02294775
Правовая информация
2025 НИК "Академика" все права защищены ©

Навигация

  • О нас
  • Психиатрия
  • Психология
  • Детская психиатрия
  • Врачи
  • Прайс
  • Контакты

Контакты

  • Адрес
    г. Москва, ул. Трубная 29 с. 6
  • Режим работы
    Ежедневно с 9:00 до 21:00
  • Телефон
    +7 (495) 120-02-62
  • e-mail
    info@academicals.ru
    Вся представленная на сайте информация не служит для постановки диагноза и назначения лечения. Она имеет только информационный характер и не является ни при каких условиях публичной офертой. Посетите своего лечащего врача.
    1. Главная
    2. Самоповреждающее поведение у подростков

    Самоповреждающее поведение у подростков

    • Опытные врачи-психиатры и психологи, которые работают с детьми и подростками с аутоагрессией
    • Только доказательные методы терапии без БАДов и небезопасных практик
    • Поддержка не только ребёнка, но и семьи через психообразование и совместные консультации
    • Конфиденциально, без постановки на учёт
    Девочка-подросток держит красное яблоко с глубокими царапинами

    Содержание

    1. Понятие и особенности селфхарма
    2. Симптомы и признаки у подростков
    3. Когда нужна консультация специалиста
    4. Консультация психолога в подарок
    5. Причины формирования селфхарма
      1. Психологические причины
      2. Классификация и виды самоповреждающего поведения
    6. Патогенез и последствия
      1. Почему самоповреждения повторяются?
    7. Лечение самоповреждающего поведения
      1. Медикаментозное лечение
      2. Психотерапия
      3. Другие методы помощи
    8. Диагностика
    9. Как помочь себе и близким
      1. Самопомощь
      2. Помощь от друзей и семьи
    10. Часто задаваемые вопросы

    Понятие и особенности селфхарма

    Самоповреждающее поведение (с английского — селф-харм) — это преднамеренное повреждение собственного тела без явного желания умереть. В повседневной речи встречаются также термины аутоагрессия, членовредительство, «самопорезы». Дети или подростки могут наносить себе порезы, ожоги, расцарапывания кожи, удары, выдергивание волос, чтобы перевести сильную эмоциональную боль в физическую и хоть на время почувствовать облегчение.

    Важно отличать селфхарм от суицидального поведения: изначально подросток может не желать смерти, а использовать боль как способ справиться с невыносимыми чувствами или вернуть ощущение контроля. Однако критически важно понимать, что любое такое поведение сопряжено с высоким риском — как случайной смерти из-за неконтролируемых последствий, так реальной попыткой самоубийства при отсутствии своевременной помощи.

    В клинике «Академика» селфхарм у подростков рассматривается как состояние, требующее внимательного и комплексного подхода. Детские психиатры и психологи с большим клиническим опытом проводят индивидуальную и групповую психотерапию, при необходимости психиатр назначает медикаментозное лечение. Важной частью является психологическая помощь семье: мы обучаем родителей стратегиям поддержки и навыкам общения с ребёнком. Всё это доступно в одном месте — в центре Москвы, включая лечение в дневном стационаре. Такой подход помогает не только снять острые проявления, но выстроить долгосрочную программу восстановления.

    Симптомы и признаки у подростков

    • Порезы, ожоги, ссадины, шрамы или свежие ранки на руках, ногах, животе или груди.
    • Синяки, следы от укусов, расцарапываний, которые трудно объяснить логично.
    • Проплешины или выдёргивание волос — заметные участки облысения на голове.
    • Чрезмерно сгрызенные ногти, «сбитые в кровь» суставы пальцев.
    • Ношение закрытой одежды (водолазки, длинные рукава, перчатки) даже летом как попытка скрывать повреждения
    • Необычные находки в комнате или личных вещах подростка: острых предметов, лезвий или игл.
    • Частые «случайные» травмы, которые подросток объясняет неуклюжестью, но следы не совпадают с рассказами.
    • Расстройства сна, ухудшение учёбы, социальная изоляция, конфликты в семье.
    • Резкие перепады настроения, вспышки агрессии или, наоборот, замкнутость, отстранённость.
    • Разговоры о беспомощности, никчёмности, утрате смысла или одиночестве.

    Когда нужна консультация специалиста

    Самоповреждение — это всегда признак наличия психического заболевания. Чем раньше начнётся диагностика и психологическая помощь, тем легче прервать этот цикл, научив ребёнка более безопасным способам справляться с болью и эмоциями.

    Консультация психолога в подарок

    Курс индивидуальной психотерапии из 8 сессий по цене 7 при единовременной оплате.

    Человек сидит в синем кресле, сложив руки, возле небольшого круглого столика

    Причины формирования селфхарма

    Селфхарм часто ошибочно воспринимают как манипуляцию, однако его истинные причины обычно глубже. Это может быть способ справиться с невыносимой душевной болью, крик о помощи, форма самонаказания или попытка обрести контроль над реальностью. Важно понимать, что это серьезный признак психического неблагополучия, а не просто «подростковая мода» или способ самовыражения.

    Заболевания, симптомом которых может быть селфхарм

    Самоповреждающее поведение не возникает «на ровном месте», часто это симптом разных психических расстройств:

    -Депрессия, генерализованные и панические тревоги: самоповреждение может временно «заглушать» апатию или тревогу. -Пограничное расстройство личности: характерны импульсивность и частые акты аутоагрессии. -Посттравматическое стрессовое расстройство: флешбэки и болезненные воспоминания подталкивают к потребности «переключиться». -Шизофрения и другие психотические состояния: в некоторых случаях подросток наносит себе вред под влиянием галлюцинаций — например, когда «голоса» приказывают это сделать. -Зависимости (алкоголь, наркотики, игровая зависимость): в состоянии опьянения или абстиненции контроль снижен, риск причинения себе вреда растёт. -Неврологические и органические поражения мозга также могут приводить к нарушению контроля импульсов, повышая повышать риск аутодеструктивных действий.

    Психологические причины

    Чаще всего самоповреждение — это способ пережить то, с чем подросток не умеет справляться более здоровыми способами.

    • Пытаются переключить эмоциональную боль в физическую: нанесенная рана временно притупляет душевную боль. При этом иногда происходит выброс эндорфинов на фоне кратковременного облегчения усиливает повторяемость действий. Об этом механизме расскажем ниже.
    • Попытка управлять чувствами и ситуацией: когда есть ощущение невозможность контролировать свою жизнь, самоповреждение даёт иллюзию контроля.
    • Коммуникация: причём посыл тут не «сделайте, как я хочу», а «меня не понимают, мне очень плохо». Такой селфхарм у подростков может быть способом сообщить о боли, когда прямой разговор невозможен.
    • Самонаказание и вина: некоторые подростки наносят себе вред, чтобы «расплатиться» за реальную или мнимую вину, это форма внутреннего самосуда.
    • Плохие навыки коммуникации и стресс-менеджмента: при неспособности контролировать собственные реакции или отсутствии безопасных стратегий регуляции эмоций риск перейти к умышленному повреждению выше.

    Социальные факторы риска

    Внешняя среда часто «подстрекает» к развитию аутодеструктивного поведения:

    • Деструктивный семейный климат: физическое или эмоциональное насилие, холод, тотальный контроль или отсутствие поддержки.
    • Пренебрежение и насилие (включая сексуальное): травма, которую подросток не может проговорить, часто «перекладывается» на тело.
    • Буллинг, издевательства, абьюзивные отношения: постоянные унижения разрушают самоценность, и поведение перестаёт защищать личность.
    • Кризисные события: смерть близкого, развод родителей, переезд, любые тяжелыми переживаниями, с которыми подросток не может справиться.
    • **Социальные ожидания и давление **(школа, соцсети, вопросы идентичности) усиливают чувство изоляции и беспомощности.

    Классификация и виды самоповреждающего поведения

    По характеру повреждений. По внешним проявлениям выделяют такие формы селфхарма: порезы, ожоги, удары по телу, прокалывания или втыкание в кожу предметов, расцарапывание кожи (дерматилломания), выдёргивание волос (трихотилломания), обкусывание ногтей и губ. Кроме прямых телесных травм есть опосредованные формы — злоупотребление алкоголем, наркотиками или лекарствами, сознательный отказ от пищи или воды, а также рискованные поступки (прыжки, намеренные падения).

    По намерению и цели. По мотиву принято выделять:

    • Несуицидальное самоповреждение (НССП) — преднамеренное нанесение себе повреждений без намерения умереть (расчесы, удары кулаками по мягким частям тела, поверхностные царапины и т.д.).
    • Парасуицидальное поведение — действия, внешне похожие на суицид (серьёзные попытки причинить себе вред), но по смыслу чаще являются сигналом о боли или призывом о помощи (порезы, сильные удары, ожоги, неконтролируемый прием медикаментозных препаратов в самостоятельно назначаемых дозах и т.д.).
    • Суицидальное поведение — акты с явным желанием лишить себя жизни.

    По частоте эпизодов. По регулярности проявлений различают:

    • Простое (обычное) — наиболее частая форма у подростков: порезы, ожоги, расцарапывания; случается периодически и служит способом временного снятия напряжения.
    • Эпизодическое / реактивное — редкие, разовые акты в ответ на острый кризис (сильный конфликт, утрата, другие тяжелые переживания).
    • Стереотипное (ритмическое) — монотонные повторяющиеся действия (например, постоянное кусание частей тела, удары головой) — чаще встречается у лиц с нарушениями развития или аутизмом.

    Классификация по этим трём осям — по характеру повреждений, по намерению/цели и по частоте — помогает врачу подобрать тактику диагностики и назначить дальнейшее лечение.

    Патогенез и последствия

    Патогенез самоповреждающего поведения напрямую связан с основным психическим расстройством, а механизм его повторения похож на зависимость — временное облегчение закрепляет потребность снова причинить себе боль.

    Почему самоповреждения повторяются?

    Механизм, по которому селфхарм превращается в повторяющееся поведение, близок к аддикции, или зависимости. Сначала акт селфхарма — это реакция на сильный стресс или способ выплеснуть негатив. Физиологически при травме тела выделяются эндорфины — природные «обезболивающие», дающие временное облегчение и даже краткую эйфорию. Это подкрепление (облегчение → повторение действия) закрепляется в мозге: акт превращается из разового поведения в привычку, затем в автоматическую стратегию реагирования на трудности. С течением времени подросток всё чаще использует самоповреждение без суицидального намерения как основной способ справляться с эмоциями, что затрудняет отказ от вредной привычки.

    Этот цикл можно разорвать. Поведенческая терапия, обучение навыкам саморегуляции, замещение опасных действий на безопасные ритуалы, работа с причинами (травмы, стресс, психические расстройства) уменьшают силу «зависимости, чтобы поведение стало контролируемым и управляемым.

    Если не вмешиваться и не обратиться своевременно за помощью к психиатру, самоповреждение чаще всего усугубляется. Помимо психологического вреда, есть серьёзные медицинские осложнения или эстетические дефекты, влияющие на самооценку. К ним относятся: инфекции ран, шрамы, тяжелые увечья. Исследования показывают, что риск смерти от суицида у тех, кто практикует селф-харм, значительно выше.

    Лечение самоповреждающего поведения

    В «Академике» используется комплексный подход: психологическая помощь, обучение навыкам саморегуляции, работа с причинами, а при необходимости — медикаментозная поддержка и медицинский уход за ранами. Цель лечения — научить подростка справляться с эмоциями без нанесения себе повреждений.

    Медикаментозное лечение

    Препаратов непосредственно «от селфхарма» нет, любая медикаментозная терапия будет направлена на сопутствующие состояния (депрессия, тревога, биполярность и др.). Врач может назначить СИОЗС или другие антидепрессанты, стабилизаторы настроения или атипичные антипсихотики.

    Подбирает препараты и корректирует схему только врач-психиатр. Перед этим он может назначить анализы или обследования (ЭКГ, анализы) для того, чтобы подобрать безопасный и эффективный препарат для данного конкретного пациента.

    В случаях, когда необходимо интенсивное лечение, подходит формат дневного стационара. В «Академике» можно пройти полную диагностику, интенсивную терапию, быстро подобрать медикаментозную поддержку под контролем команды специалистов.

    Лечащий врач может рекомендовать полную госпитализацию (стационар) в тяжелых случаях. Например, если существует высокий риск суицида или нет возможности обеспечить безопасность вне больницы.

    Психотерапия

    Психотерапия — основной метод терапии при самоповреждающем поведении. Она сочетается с тренингами навыков и практическими мерами поддержки, что помогает подростку эффективнее справиться с тягой к самоповреждениям, снижая частоту актов селфхарма.

    • Диалектическая поведенческая терапия (ДПТ) — учит навыкам саморегуляции, толерантности к дистрессу и межличностным стратегиям. Включает индивидуальную терапию, групповой тренинг навыков, поддержку в кризисах. ДПТ помогает уменьшить импульсивные акты, выстраивая безопасные способы справляться с эмоциями.
    • Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — работа с мыслями и навыками, замена опасных реакций на безопасные. КПТ полезна при депрессии, тревоге, когда самоповреждение связано с разрушительными мысленными схемами.
    • **Ментализационная терапия (MBT) **направлена на улучшение способности понимать свои и чужие мысли или чувства — это важно, если селфхарм связан с проблемами в общении или пограничными чертами личности.

    Групповая терапия, семейная терапия и психообразование также важны: занятия в группе дают подростку возможность отрабатывать навыки в безопасном окружении сверстников, получать поддержку, видеть, что он не один; семейная терапия меняет модель общения дома, помогает родителям договориться с несовершеннолетними детьми о новых правилах, купировать семейные триггеры. Психообразование направлено на то, чтобы объяснить подростку и его близким, как работает селфхарм, какие ситуации его запускают, а также какие простые правила безопасности можно ввести, чтобы снизить вред и улучшить взаимопонимание.

    Другие методы помощи

    Рекомендуется составить план безопасности вместе с лечащим врачом: в нём записаны контакты экстренной помощи и доверенного взрослого, ранние признаки надвигающегося кризиса, несколько работающих именно для вас способов оттянуть импульс, а также конкретные меры по удалению опасных предметов из доступа. План используют при первых признаках обострения, периодически обновляя, чтобы он оставался актуальным.

    Уход за ранами включает обработку, перевязки, контроль за заживлением, а при подозрении на инфекцию, врач назначит противовоспалительное лечение.

    Важна координация с школой и педагогами, чтобы создать безопасную, поддерживающую среду. Достаточно кратко изложить ситуацию классному руководителю или школьному психологу, чтобы согласовать с ними план безопасности. В нем фиксируют контактного взрослого, место для временного уединения, право ученика выйти с урока, а также порядок уведомления родителей или экстренных служб. При этом нужно прямо оговорить конфиденциальность, ограничив круг сотрудников, имеющих доступ к информации.

    Заполните форму, мы свяжемся с Вами, чтобы ответить на вопросы, помочь с выбором специалиста и записью на прием!

    Диагностика

    • Осмотр кожи и соматическое обследование

      При первичном осмотре врач отмечает шрамы, свежие порезы, укусы, расцарапывания, травмы слизистых. Важны также признаки медленного заживления и повторного повреждения.
    • Консультация психиатра

      Врач уточняет мотивы действий, наличие суицидальных мыслей, частоту эпизодов и функции поведения (наказание, переключение, сигнал о помощи), выявляет факторы риска для жизни и здоровья пациента, ставит диагноз.
    • Опрос родственников и сбор анамнеза

      Беседы с семьёй или опекунами помогают восстановить хронологию эпизодов, выявить триггеры, факты насилия или буллинга, поняв, какие именно социальные или семейные факторы предшествовали началу селфхарма у подростков.
    • Психодиагностические опросники

      Используются стандартизованные шкалы: опросники суицидальных мыслей и наклонностей, шкалы для оценки уровня депрессии и тревоги, шкалы импульсивности и регуляции эмоций. Они важны для выбора тактики лечения.
    • Дифференциальная диагностика

      Самоповреждающее поведение чаще выступает симптомом более широкой патологии: депрессии, биполярного расстройства, пограничного расстройства личности (ПРЛ), ПТСР, психотических расстройств (шизофрения), расстройств пищевого поведения.
    • Консультации врачей и анализы

      При необходимости психиатр направляет на консультации врачей: дерматолога, невролога, инфекциониста или хирурга. Иногда необходимы анализы и исследования: общий и биохимический анализ крови, ЭКГ перед назначением некоторых препаратов, мониторинг микроэлементов (например, лития).

    Как помочь себе и близким

    Первый шаг к восстановлению — это рассказать кому-то о том, что вам или вашему ребёнку приходится причинять себе вред; это открывает путь к помощи. И будьте готовы: лечение самоповреждающего поведения требует времени, упорной работы, а также личного желания восстановиться.

    Самопомощь

    Самое важное, что нужно знать о самопомощи при самоповреждающем поведении, — это то, что оно ни в коем случае не заменяет лечение. Вот несколько практик, которые советуют использовать психотерапевты до ближайшего приема у врача:

    • Если у вас возникло желание навредить себе, первым делом сообщите об этом доверенному взрослому.
    • По возможности удалите из доступа острые предметы.
    • Избегайте алкоголя или наркотиков, потому что они ухудшают контроль, повышая вероятность нанести себе вред.
    • Ведите список триггеров и ранних признаков обострения (учащённое сердцебиение, дрожь, сильное раздражение или ощущение опустошения), при первых тревожных сигналах используйте различные альтернативные способы облегчения: техники отвлечения или замещения (творчество, физические упражнения, музыка, звонок другу).
    • Не заходите на сайты, которые романтизируют селф-харм, ищите ресурсы и сообщества, которые поддерживают восстановление. Держите под рукой номер кризисной линии, никогда не стесняйтесь просить помощи.
    • Заботьтесь о теле: режим сна, питание, базовая физическая активность помогают восстановлению.
    • Отмечайте и поощряйте свои успехи — даже небольшие шаги в сторону сохранения безопасности важны.

    Помощь от друзей и семьи

    Если подросток причиняет себе вред, родители должны знать несколько простых правил, как помочь ребенку, не навредив:

    • Реагируйте спокойно и без осуждения: скажите, что вам важно и вы рядом, попросите рассказать, что именно вызывает боль, помогите связаться со специалистом.
    • Избегайте обвинений, угроз и паники — такие реакции чаще скрывают проблему и увеличивают изоляцию.
    • Постарайтесь убрать острые предметы из доступа
    • Помогайте следовать плану безопасности, составленному совместно с врачом.
    • Договоритесь о сигналах, когда нужно срочно вмешаться, обязательно сопровождайте на приём к врачу или психологу.
    • Поддерживайте выполнение терапевтических задач: поощряйте применение навыков из терапии, помогайте с распорядком дня и отдыхом, напоминайте о приёме препаратов, если они назначены.
    • Если ситуация остро ухудшается (появились суицидальные мысли, план или серьёзные травмы), немедленно обращайтесь в экстренные службы или к лечащему психиатру.
    • Не забывайте о себе: близким тоже нужна поддержка и место, где можно обсудить страхи и усталость — это помогает оставаться ресурсным для ребёнка.

    Отзывы

    +7 987 27XXXXX
    ПроДокторов
    27.11.2025
    Когда моя тревожность дошла до своего пика и сопровождалась ужасными симптомами, я решила, что пора обратиться к психиатру. Выбирала доктора по удаленности от дома, наличию записи здесь и сейчас и, конечно же, отзывам о врачах. Теперь и я хочу развеять чьи-то сомнения и выбрать специалиста по рекомендациям из отзывов. Мой врач - Бертхольц Владислав Владимирович. Во-первых, хочу отметить, как врач деликатно общается, очень располагает к себе и тщательно собирает анамнез, записывая все, чтобы ничего не пропустить. Во-вторых, он развеял мои некоторые сомнения (конечно же, в силу своего состояния, насколько это возможно, ведь даже я сама себе не верю, тревога тревожится сама и пока мне не подчиняется, ведь я только в начале своего пути). В-третьих, он не только объяснил мне по полочкам, что со мной происходит (и уверил мне, что я нормальная, просто тревожная, а у меня были сомнения в своей адекватности), он еще объяснил, как будет работать каждый препарат и что со мной может происходить на разных стадиях лечения. В-четвертых, врач не оставляет меня во время моего лечения и остается со мной на связи все это время. Как итог хочу сказать, что мне тоже страшно, как возможно и вам. Но то, что вы сейчас сидите и читаете отзывы и боретесь с внутренним голосом идти/не идти, то идите. Как говорят, из двух пунктов мы уже заведомо знаем, какой правильный, но боимся решиться его выбрать. Все будет хорошо. Вы на верном пути. Врачу огромное спасибо, что развеял мои страхи по поводу психиатров и антидепрессантов.
    +7 977 92XXXXX
    ПроДокторов
    23.11.2025
    Уже четвёртый год наш ребёнок находится под наблюдением Натальи Сергеевны, и мы полностью довольны результатами лечения. За это время врач продемонстрировала высокий профессионализм и умение находить правильный подход к решению медицинских проблем. Особенно хочется отметить эффективность назначенного лечения — все рекомендации врача действительно помогают улучшить состояние здоровья ребёнка. Наталья Сергеевна всегда тщательно подходит к диагностике и подбору терапии, что даёт стабильные положительные результаты. Благодаря грамотному подходу специалиста, мы видим явные улучшения в здоровье ребёнка. Регулярные осмотры и своевременное корректирование лечения позволяют держать ситуацию под контролем и избегать обострений. Однозначно рекомендуем Наталью Сергеевну как квалифицированного специалиста, которому можно доверить здоровье своих детей.
    +7 915 32XXXXX
    ПроДокторов
    19.11.2025
    Хочу поделиться отзывом. На приеме был мой ребёнок. Сложно найти подход к подросткам. Мария Викторовна специалист, который искренне хочет помочь и профессионал своего дела! Добросовестность, открытость, честность. После первого приема у ребёнка улучшилось настроение, появилось желание и мотивация! Планируем проходить курс терапии. Понравилось: внимательное отношение, чуткость, профессионализм, понятное объяснение и решение сложных проблем. Слова благодарности! Вы делаете этот мир лучше!
    +7 987 27XXXXX
    ПроДокторов
    27.11.2025
    Когда моя тревожность дошла до своего пика и сопровождалась ужасными симптомами, я решила, что пора обратиться к психиатру. Выбирала доктора по удаленности от дома, наличию записи здесь и сейчас и, конечно же, отзывам о врачах. Теперь и я хочу развеять чьи-то сомнения и выбрать специалиста по рекомендациям из отзывов. Мой врач - Бертхольц Владислав Владимирович. Во-первых, хочу отметить, как врач деликатно общается, очень располагает к себе и тщательно собирает анамнез, записывая все, чтобы ничего не пропустить. Во-вторых, он развеял мои некоторые сомнения (конечно же, в силу своего состояния, насколько это возможно, ведь даже я сама себе не верю, тревога тревожится сама и пока мне не подчиняется, ведь я только в начале своего пути). В-третьих, он не только объяснил мне по полочкам, что со мной происходит (и уверил мне, что я нормальная, просто тревожная, а у меня были сомнения в своей адекватности), он еще объяснил, как будет работать каждый препарат и что со мной может происходить на разных стадиях лечения. В-четвертых, врач не оставляет меня во время моего лечения и остается со мной на связи все это время. Как итог хочу сказать, что мне тоже страшно, как возможно и вам. Но то, что вы сейчас сидите и читаете отзывы и боретесь с внутренним голосом идти/не идти, то идите. Как говорят, из двух пунктов мы уже заведомо знаем, какой правильный, но боимся решиться его выбрать. Все будет хорошо. Вы на верном пути. Врачу огромное спасибо, что развеял мои страхи по поводу психиатров и антидепрессантов.
    +7 977 92XXXXX
    ПроДокторов
    23.11.2025
    Уже четвёртый год наш ребёнок находится под наблюдением Натальи Сергеевны, и мы полностью довольны результатами лечения. За это время врач продемонстрировала высокий профессионализм и умение находить правильный подход к решению медицинских проблем. Особенно хочется отметить эффективность назначенного лечения — все рекомендации врача действительно помогают улучшить состояние здоровья ребёнка. Наталья Сергеевна всегда тщательно подходит к диагностике и подбору терапии, что даёт стабильные положительные результаты. Благодаря грамотному подходу специалиста, мы видим явные улучшения в здоровье ребёнка. Регулярные осмотры и своевременное корректирование лечения позволяют держать ситуацию под контролем и избегать обострений. Однозначно рекомендуем Наталью Сергеевну как квалифицированного специалиста, которому можно доверить здоровье своих детей.
    +7 915 32XXXXX
    ПроДокторов
    19.11.2025
    Хочу поделиться отзывом. На приеме был мой ребёнок. Сложно найти подход к подросткам. Мария Викторовна специалист, который искренне хочет помочь и профессионал своего дела! Добросовестность, открытость, честность. После первого приема у ребёнка улучшилось настроение, появилось желание и мотивация! Планируем проходить курс терапии. Понравилось: внимательное отношение, чуткость, профессионализм, понятное объяснение и решение сложных проблем. Слова благодарности! Вы делаете этот мир лучше!
    Все отзывы

    Наши направления

    • Органные неврозы
    • Шизофрения у детей
    • Тревожное расстройство
    • Гиперактивность
    • Нервный тик у детей
    • Зависимости (гаджеты, лудомания и др.)
    • Соматоформные расстройства
    • Психосоматические расстройства у детей

    Часто задаваемые вопросы