Содержание
- Общая информация
- Симптомы расстройств поведения
- Когда нужна консультация специалиста
- Консультация психолога в подарок
- Определение расстройств поведения
- Причины расстройств поведения
- Классификация расстройств поведения
- Диагностика расстройств поведения
- Лечение расстройств поведения
- Осложнения расстройств поведения
- Часто задаваемые вопросы
Общая информация
В сфере психического здоровья существует множество самых разных поведенческих расстройств. Все они так или иначе связаны с дезадаптивным и деструктивным поведением, которое мешает человеку жить в согласии с собой и окружающими. Такие нарушения поведения могут проявиться в любом возрасте – у взрослых, детей и подростков. Поведенческое расстройство иногда бывает самостоятельным заболеванием, но чаще становится следствием или симптомом других состояний.
В клинике «Академика» с поведенческими расстройствами работает команда специалистов: психиатр, клинический психолог и при необходимости невролог. Важной частью терапии является психообразование для родителей и семейная психотерапия, что помогает членам семьи лучше понимать состояние ребенка и создавать дома поддерживающую атмосферу. Прием ведут опытные врачи с узкой специализацией в области детской и подростковой психиатрии и психологии.
Симптомы расстройств поведения
- Агрессивное поведение: ребенок запугивает, угрожает другим, является зачинщиком драк, проявляет жестокость по отношению к людям или животным.
- Умышленное уничтожение или повреждение имущества: поджоги, вандализм, осознанная порча вещей.
- Систематическое воровство и обман: кражи (в том числе с проникновением), вымогательство, постоянная ложь для получения выгоды или избегания ответственности.
- Постоянное нарушение установленных правил: побеги из дома на всю ночь (в раннем возрасте), частые прогулы школьных занятий.
- Неспособность построить социальные связи: отсутствие близких друзей, изоляция от сверстников или отвержение ими. Или наоборот, нарушение взаимоотношений с самыми близкими родственниками.
- Вызывающее и провокационное поведение: постоянное непослушание, игнорирование просьб взрослых, откровенное сопротивление авторитетам.
- Неуправляемые вспышки гнева и ярости: частые и тяжелые вспышки гнева, которые ребенок не может контролировать.
- Отсутствие чувства вины и раскаяния: ребенок не испытывает угрызений совести за свои поступки, не способен извлекать уроки из наказаний.
- Эпатажность и демонстративность. Нарочито яркое, провокационное поведение, речь или внешний вид, цель которых — шокировать окружающих и оказаться в центре внимания.
- Самоповреждающее поведение (аутоагрессия). Нанесение себе порезов, ожогов, ударов и других повреждений. Часто является способом справиться с сильными негативными эмоциями, чувством вины.
Когда нужна консультация специалиста
Промедление может привести к тяжёлым и необратимым последствиям: от серьёзного урона психике и исключения из школы до опасных и противоправных поступков. Многие из этих последствий будет уже невозможно исправить. Обращение к специалисту сейчас — это шанс предотвратить катастрофу и вернуть ребёнку будущее.
Консультация психолога в подарок
Курс индивидуальной психотерапии из 8 сессий по цене 7 при единовременной оплате.
Определение расстройств поведения
Расстройства поведения характеризуются стойкой и повторяющейся моделью деструктивного, вызывающего или агрессивного поведения. Это не просто ребяческий злой умысел или временное бунтарство в подростковом возрасте, а серьезное нарушение соответствующих возрасту поведенческих (в том числе - на уровне социальных требований) норм. Проявления у детей младшего возраста часто включают чрезмерную драчливость, жестокость по отношению к животным или другим детям, частые и тяжелые вспышки гнева, истерики, а также постоянное откровенное непослушание. В подростковом возрасте эти симптомы могут усугубляться, перерастая в антисоциальное поведение: воровство, систематическую лживость, прогулы школы, уходы из дома, враждебность и грубое нарушение правил и социальных границ. Своевременная диагностика и начало лечения критически важны, так как они помогают предотвратить тяжелые осложнения и способствуют успешной адаптации и социализации ребенка.
Причины расстройств поведения
Генетические факторы
Генетическая предрасположенность является значимым фактором. Исследования подтверждают, что особенности работы нервной системы, склонность к импульсивности и агрессивному поведению могут передаваться по наследству. Если у родителей или других членов семьи были диагностированы психические или поведенческие расстройства, риск их развития у ребенка повышается.
Психические заболевания
Расстройство поведения часто является не самостоятельной проблемой, а следствием или сопутствующим симптомом других нарушений психического здоровья. Наиболее часто оно сочетается с тревожными расстройствами, неврозами, депрессией, гиперактивностью и дефицитом внимания (СДВГ), задержкой развития (речевого или психического), а также может быть реакцией на перенесенную психологическую травму.
Неврологические отклонения
Сюда относятся различные органические причины. Это поражения головного мозга вследствие травм, гипоксии или инфекций. Эти отклонения могут приводить к дефициту самоконтроля, импульсивному поведению и трудностям в управлении эмоциями.
Семейные особенности
К ним относятся неадекватные методы воспитания (жесткость, безразличие, непоследовательность, равнодушие и недостаток безусловной любви), неблагоприятная семейная обстановка (холодность, хронические конфликты, разводы), а также асоциальный образ жизни родителей (алкоголизм, наркомания). Эти факторы лишают ребенка чувства безопасности и моделей здорового общения, ведут к формированию низкой самооценки, тревожности и протестного поведения у ребенка.
Влияние окружения
Социальная среда оказывает мощное формирующее воздействие. Влияние окружения включает буллинг со стороны сверстников, попадание в асоциальные компании. Педагогическая запущенность и отсутствие поддержки со стороны школы также усугубляют ситуацию.
Классификация расстройств поведения
Несоциализированное расстройство поведения (F91.1)
Главный признак этого типа — стойкая неспособность построить нормальные отношения со сверстниками. Ребенок одинок, непопулярен среди других детей, у него нет близких друзей, он подвергается буллингу. Его агрессивное и деструктивное поведение (хулиганство, жестокость, вспышки ярости, бродяжничество) происходит на фоне социальной изоляции и отвержения. Отношения со взрослыми часто носят конфликтный характер, пронизаны негодованием и сопротивлением.
Социализированное расстройство поведения (F91.2)
В отличие от предыдущего типа, у ребенка здесь присутствуют нормальные, продолжительные дружеские связи со сверстниками. Однако он демонстрирует антисоциальное поведение (кражи, прогулы, вандализм), которое часто одобряется его компанией. Проблемы с поведением проявляются в основном вне семьи.
Вызывающее оппозиционное расстройство (F91.3)
Это менее тяжелая форма, которая чаще встречается у детей младшего возраста, до 9-10 лет. Для нее характерно постоянно враждебное, негативистическое и вызывающее поведение, но без серьезного нарушения прав других людей. Ребенок активно игнорирует просьбы взрослых, грубит, намеренно досаждает окружающим, обвиняет других в своих ошибках. При этом он не совершает актов жестокости, серьезных краж или вандализма.
Заполните форму, мы свяжемся с Вами, чтобы ответить на вопросы, помочь с выбором специалиста и записью на прием!
Диагностика расстройств поведения
Клиническая беседа с родителями и ребенком
Психиатр подробно опрашивает родителей о поведении ребенка, его развитии, семейном анамнезе, обстановке в семье и школе. Беседа с самим ребенком помогает оценить его эмоциональное состояние и его взгляд на ситуацию.Анализы и консультации смежных специалистов
Врач может назначить анализы и исследования для оценки общего состояния здоровья, а также консультацию у невролога и эндокринолога, если это необходимо.Психологическое тестирование
Применяются специальные опросники и тесты, которые помогают объективно оценить уровень агрессии, импульсивности, тревоги, выявить низкую самооценку и другие скрытые проблемы.Дифференциальная диагностика
Это ключевой этап, на котором врач исключает другие состояния, имеющие схожие симптомы. Важно отделить расстройство поведения от гиперактивности (СДВГ), тревожных расстройств, депрессии, последствий стресса и других психических заболеваний.
Лечение расстройств поведения
Лечение поведенческих расстройств всегда требует комплексного и индивидуального подхода. Не существует одной таблетки или методики, которая помогла бы всем одинаково. Успешное лечение — это всегда совместная работа врача-психиатра, психотерапевта, родителей и самого ребенка, направленная не только на купирование симптомов, но и на возвращение ребенка к жизни в семье, школе и среди сверстников.
В клинике «Академика» вы можете получить всю необходимую помощь в одном месте в центре Москвы. За вами будет закреплен лечащий врач-психиатр, который составит персонализированный план лечения, привлекая при необходимости других специалистов.
Медикаментозная терапия
Если в основе расстройства поведения лежит психиатрический диагноз, медикаментозная терапия назначается как часть комплексного лечения вместе с психотерапией. Препараты назначаются не для лечения непослушания, а для коррекции сопутствующих нарушений, которые усугубляют ситуацию. Могут быть назначены корректоры поведения, нормотимики, антидепрессанты, нейролептики в зависимости от того, каким расстройством вызваны нарушения поведения. Решение о назначении препаратов всегда принимает врач-психиатр на основе тщательной диагностики.
В тех случаях, когда требуется интенсивная психиатрическая помощь, в клинике «Академика» есть возможность провести лечение в условиях дневного стационара, где ребенок получает всю необходимую терапию, оставаясь в привычной домашней обстановке ночью.
Психотерапия и психообразование
Это основа успешного лечения. Работа ведется одновременно в нескольких направлениях:
- Индивидуальная психотерапия: Направлена на то, чтобы помочь ребенку понять причины своего гнева и агрессии, научиться распознавать свои эмоции и управлять ими, развить навыки общения и решения конфликтов без насилия. Наиболее эффективной считается когнитивно-поведенческая терапия.
- Семейная психотерапия: Специалист работает со всей семьей, чтобы помочь родителям и другим членам семьи найти причины конфликтов, изменить неэффективные модели воспитания, научиться устанавливать четкие и последовательные границы и создать дома поддерживающую, безопасную атмосферу.
- Групповая психотерапия: В безопасной обстановке под руководством психолога дети и подростки отрабатывают полученные навыки общения и контроля над реакциями. Это помогает им на практике научиться взаимодействовать со сверстниками, видеть, что они не одиноки в своих трудностях, и получать обратную связь.
- Психообразование для родителей: Родителям доступно объясняют, что такое расстройство поведения, каковы его причины и проявления. Это помогает им перестать винить себя или ребенка и перейти к конструктивным действиям.
Осложнения расстройств поведения
Если своевременно не начать комплексное лечение, расстройство поведения в детском и подростковом возрасте может привести к серьезным осложнениям, которые сохранятся на всю жизнь:
- Формирование диссоциального расстройства личности. Это самое тяжелое последствие, когда антисоциальное поведение становится чертой характера взрослого человека.
- Проблемы с законом. Постоянное деструктивное поведение, воровство и агрессия неминуемо приводят к столкновению с правоохранительными органами.
- Полная социальная дезадаптация. Человек не может получить образование, построить карьеру и создать здоровую семью. Характерны безработица, финансовые проблемы, бродяжничество.
- Вторичная задержка развития. Постоянные конфликты, социальная изоляция и школьная неуспеваемость лишают ребенка возможности нормально развиваться. Это может привести к заметному отставанию в формировании социальных навыков, эмоциональной зрелости и учебных знаний по сравнению со сверстниками.
- Развитие тяжелых психических расстройств. На фоне хронического стресса и социального отвержения резко возрастает риск развития депрессии, тревожных расстройств, суицидального поведения и зависимостей (алкогольной, наркотической).
- Физические травмы и заболевания. Участие в драках, рискованное поведение и пренебрежение своим здоровьем приводят к высокому риску получения травм и развития хронических болезней.

