академика
  • Услуги
  • Направления
  • Врачи
  • Отзывы
  • Прайс
  • О нас
  • Контакты
+7 (495) 120-02-62
г. Москва, ул. Трубная 29 с. 6
Версия для слабовидящих
академика
Загрузка...
академика
ООО НИК «Академика» 127051 г.Москва ул. Трубная д. 29 с. 6
ИНН: 9702073535
ОГРН: 1247700838527
Номер лицензии Л041-01137-77/02294775
Правовая информация
2025 НИК "Академика" все права защищены ©

Навигация

  • О нас
  • Психиатрия
  • Психология
  • Детская психиатрия
  • Врачи
  • Прайс
  • Контакты

Контакты

  • Адрес
    г. Москва, ул. Трубная 29 с. 6
  • Режим работы
    Ежедневно с 9:00 до 21:00
  • Телефон
    +7 (495) 120-02-62
  • e-mail
    info@academicals.ru
    Вся представленная на сайте информация не служит для постановки диагноза и назначения лечения. Она имеет только информационный характер и не является ни при каких условиях публичной офертой. Посетите своего лечащего врача.
    1. Главная
    2. Поведенческие расстройства

    Расстройства поведения

    -Врачи с большим опытом помощи детям и подросткам с расстройствами поведения

    • Индивидуальные программы лечения с учетом особенностей пациента, психообразование для семьи
    • Научный подход без БАДов и сомнительных практик
    • Конфиденциально, без постановки на учёт
    Разгневанный мужчина хватается за голову и морщится

    Содержание

    1. Общая информация
    2. Симптомы расстройств поведения
    3. Когда нужна консультация специалиста
    4. Консультация психолога в подарок
    5. Определение расстройств поведения
    6. Причины расстройств поведения
      1. Генетические факторы
      2. Психические заболевания
      3. Неврологические отклонения
      4. Семейные особенности
      5. Влияние окружения
    7. Классификация расстройств поведения
      1. Несоциализированное расстройство поведения (F91.1)
      2. Социализированное расстройство поведения (F91.2)
      3. Вызывающее оппозиционное расстройство (F91.3)
    8. Диагностика расстройств поведения
    9. Лечение расстройств поведения
      1. Медикаментозная терапия
      2. Психотерапия и психообразование
    10. Осложнения расстройств поведения
    11. Часто задаваемые вопросы

    Общая информация

    В сфере психического здоровья существует множество самых разных поведенческих расстройств. Все они так или иначе связаны с дезадаптивным и деструктивным поведением, которое мешает человеку жить в согласии с собой и окружающими. Такие нарушения поведения могут проявиться в любом возрасте – у взрослых, детей и подростков. Поведенческое расстройство иногда бывает самостоятельным заболеванием, но чаще становится следствием или симптомом других состояний.

    В клинике «Академика» с поведенческими расстройствами работает команда специалистов: психиатр, клинический психолог и при необходимости невролог. Важной частью терапии является психообразование для родителей и семейная психотерапия, что помогает членам семьи лучше понимать состояние ребенка и создавать дома поддерживающую атмосферу. Прием ведут опытные врачи с узкой специализацией в области детской и подростковой психиатрии и психологии.

    Симптомы расстройств поведения

    • Агрессивное поведение: ребенок запугивает, угрожает другим, является зачинщиком драк, проявляет жестокость по отношению к людям или животным.
    • Умышленное уничтожение или повреждение имущества: поджоги, вандализм, осознанная порча вещей.
    • Систематическое воровство и обман: кражи (в том числе с проникновением), вымогательство, постоянная ложь для получения выгоды или избегания ответственности.
    • Постоянное нарушение установленных правил: побеги из дома на всю ночь (в раннем возрасте), частые прогулы школьных занятий.
    • Неспособность построить социальные связи: отсутствие близких друзей, изоляция от сверстников или отвержение ими. Или наоборот, нарушение взаимоотношений с самыми близкими родственниками.
    • Вызывающее и провокационное поведение: постоянное непослушание, игнорирование просьб взрослых, откровенное сопротивление авторитетам.
    • Неуправляемые вспышки гнева и ярости: частые и тяжелые вспышки гнева, которые ребенок не может контролировать.
    • Отсутствие чувства вины и раскаяния: ребенок не испытывает угрызений совести за свои поступки, не способен извлекать уроки из наказаний.
    • Эпатажность и демонстративность. Нарочито яркое, провокационное поведение, речь или внешний вид, цель которых — шокировать окружающих и оказаться в центре внимания.
    • Самоповреждающее поведение (аутоагрессия). Нанесение себе порезов, ожогов, ударов и других повреждений. Часто является способом справиться с сильными негативными эмоциями, чувством вины.

    Когда нужна консультация специалиста

    Промедление может привести к тяжёлым и необратимым последствиям: от серьёзного урона психике и исключения из школы до опасных и противоправных поступков. Многие из этих последствий будет уже невозможно исправить. Обращение к специалисту сейчас — это шанс предотвратить катастрофу и вернуть ребёнку будущее.

    Консультация психолога в подарок

    Курс индивидуальной психотерапии из 8 сессий по цене 7 при единовременной оплате.

    Человек сидит на синем стуле, сложив руки, рядом со стильным столиком

    Определение расстройств поведения

    Расстройства поведения характеризуются стойкой и повторяющейся моделью деструктивного, вызывающего или агрессивного поведения. Это не просто ребяческий злой умысел или временное бунтарство в подростковом возрасте, а серьезное нарушение соответствующих возрасту поведенческих (в том числе - на уровне социальных требований) норм. Проявления у детей младшего возраста часто включают чрезмерную драчливость, жестокость по отношению к животным или другим детям, частые и тяжелые вспышки гнева, истерики, а также постоянное откровенное непослушание. В подростковом возрасте эти симптомы могут усугубляться, перерастая в антисоциальное поведение: воровство, систематическую лживость, прогулы школы, уходы из дома, враждебность и грубое нарушение правил и социальных границ. Своевременная диагностика и начало лечения критически важны, так как они помогают предотвратить тяжелые осложнения и способствуют успешной адаптации и социализации ребенка.

    Причины расстройств поведения

    Генетические факторы

    Генетическая предрасположенность является значимым фактором. Исследования подтверждают, что особенности работы нервной системы, склонность к импульсивности и агрессивному поведению могут передаваться по наследству. Если у родителей или других членов семьи были диагностированы психические или поведенческие расстройства, риск их развития у ребенка повышается.

    Психические заболевания

    Расстройство поведения часто является не самостоятельной проблемой, а следствием или сопутствующим симптомом других нарушений психического здоровья. Наиболее часто оно сочетается с тревожными расстройствами, неврозами, депрессией, гиперактивностью и дефицитом внимания (СДВГ), задержкой развития (речевого или психического), а также может быть реакцией на перенесенную психологическую травму.

    Неврологические отклонения

    Сюда относятся различные органические причины. Это поражения головного мозга вследствие травм, гипоксии или инфекций. Эти отклонения могут приводить к дефициту самоконтроля, импульсивному поведению и трудностям в управлении эмоциями.

    Семейные особенности

    К ним относятся неадекватные методы воспитания (жесткость, безразличие, непоследовательность, равнодушие и недостаток безусловной любви), неблагоприятная семейная обстановка (холодность, хронические конфликты, разводы), а также асоциальный образ жизни родителей (алкоголизм, наркомания). Эти факторы лишают ребенка чувства безопасности и моделей здорового общения, ведут к формированию низкой самооценки, тревожности и протестного поведения у ребенка.

    Влияние окружения

    Социальная среда оказывает мощное формирующее воздействие. Влияние окружения включает буллинг со стороны сверстников, попадание в асоциальные компании. Педагогическая запущенность и отсутствие поддержки со стороны школы также усугубляют ситуацию.

    Классификация расстройств поведения

    Несоциализированное расстройство поведения (F91.1)

    Главный признак этого типа — стойкая неспособность построить нормальные отношения со сверстниками. Ребенок одинок, непопулярен среди других детей, у него нет близких друзей, он подвергается буллингу. Его агрессивное и деструктивное поведение (хулиганство, жестокость, вспышки ярости, бродяжничество) происходит на фоне социальной изоляции и отвержения. Отношения со взрослыми часто носят конфликтный характер, пронизаны негодованием и сопротивлением.

    Социализированное расстройство поведения (F91.2)

    В отличие от предыдущего типа, у ребенка здесь присутствуют нормальные, продолжительные дружеские связи со сверстниками. Однако он демонстрирует антисоциальное поведение (кражи, прогулы, вандализм), которое часто одобряется его компанией. Проблемы с поведением проявляются в основном вне семьи.

    Вызывающее оппозиционное расстройство (F91.3)

    Это менее тяжелая форма, которая чаще встречается у детей младшего возраста, до 9-10 лет. Для нее характерно постоянно враждебное, негативистическое и вызывающее поведение, но без серьезного нарушения прав других людей. Ребенок активно игнорирует просьбы взрослых, грубит, намеренно досаждает окружающим, обвиняет других в своих ошибках. При этом он не совершает актов жестокости, серьезных краж или вандализма.

    Заполните форму, мы свяжемся с Вами, чтобы ответить на вопросы, помочь с выбором специалиста и записью на прием!

    Диагностика расстройств поведения

    • Клиническая беседа с родителями и ребенком

      Психиатр подробно опрашивает родителей о поведении ребенка, его развитии, семейном анамнезе, обстановке в семье и школе. Беседа с самим ребенком помогает оценить его эмоциональное состояние и его взгляд на ситуацию.
    • Анализы и консультации смежных специалистов

      Врач может назначить анализы и исследования для оценки общего состояния здоровья, а также консультацию у невролога и эндокринолога, если это необходимо.
    • Психологическое тестирование

      Применяются специальные опросники и тесты, которые помогают объективно оценить уровень агрессии, импульсивности, тревоги, выявить низкую самооценку и другие скрытые проблемы.
    • Дифференциальная диагностика

      Это ключевой этап, на котором врач исключает другие состояния, имеющие схожие симптомы. Важно отделить расстройство поведения от гиперактивности (СДВГ), тревожных расстройств, депрессии, последствий стресса и других психических заболеваний.

    Лечение расстройств поведения

    Лечение поведенческих расстройств всегда требует комплексного и индивидуального подхода. Не существует одной таблетки или методики, которая помогла бы всем одинаково. Успешное лечение — это всегда совместная работа врача-психиатра, психотерапевта, родителей и самого ребенка, направленная не только на купирование симптомов, но и на возвращение ребенка к жизни в семье, школе и среди сверстников.

    В клинике «Академика» вы можете получить всю необходимую помощь в одном месте в центре Москвы. За вами будет закреплен лечащий врач-психиатр, который составит персонализированный план лечения, привлекая при необходимости других специалистов.

    Медикаментозная терапия

    Если в основе расстройства поведения лежит психиатрический диагноз, медикаментозная терапия назначается как часть комплексного лечения вместе с психотерапией. Препараты назначаются не для лечения непослушания, а для коррекции сопутствующих нарушений, которые усугубляют ситуацию. Могут быть назначены корректоры поведения, нормотимики, антидепрессанты, нейролептики в зависимости от того, каким расстройством вызваны нарушения поведения. Решение о назначении препаратов всегда принимает врач-психиатр на основе тщательной диагностики.

    В тех случаях, когда требуется интенсивная психиатрическая помощь, в клинике «Академика» есть возможность провести лечение в условиях дневного стационара, где ребенок получает всю необходимую терапию, оставаясь в привычной домашней обстановке ночью.

    Психотерапия и психообразование

    Это основа успешного лечения. Работа ведется одновременно в нескольких направлениях:

    • Индивидуальная психотерапия: Направлена на то, чтобы помочь ребенку понять причины своего гнева и агрессии, научиться распознавать свои эмоции и управлять ими, развить навыки общения и решения конфликтов без насилия. Наиболее эффективной считается когнитивно-поведенческая терапия.
    • Семейная психотерапия: Специалист работает со всей семьей, чтобы помочь родителям и другим членам семьи найти причины конфликтов, изменить неэффективные модели воспитания, научиться устанавливать четкие и последовательные границы и создать дома поддерживающую, безопасную атмосферу.
    • Групповая психотерапия: В безопасной обстановке под руководством психолога дети и подростки отрабатывают полученные навыки общения и контроля над реакциями. Это помогает им на практике научиться взаимодействовать со сверстниками, видеть, что они не одиноки в своих трудностях, и получать обратную связь.
    • Психообразование для родителей: Родителям доступно объясняют, что такое расстройство поведения, каковы его причины и проявления. Это помогает им перестать винить себя или ребенка и перейти к конструктивным действиям.

    Осложнения расстройств поведения

    Если своевременно не начать комплексное лечение, расстройство поведения в детском и подростковом возрасте может привести к серьезным осложнениям, которые сохранятся на всю жизнь:

    • Формирование диссоциального расстройства личности. Это самое тяжелое последствие, когда антисоциальное поведение становится чертой характера взрослого человека.
    • Проблемы с законом. Постоянное деструктивное поведение, воровство и агрессия неминуемо приводят к столкновению с правоохранительными органами.
    • Полная социальная дезадаптация. Человек не может получить образование, построить карьеру и создать здоровую семью. Характерны безработица, финансовые проблемы, бродяжничество.
    • Вторичная задержка развития. Постоянные конфликты, социальная изоляция и школьная неуспеваемость лишают ребенка возможности нормально развиваться. Это может привести к заметному отставанию в формировании социальных навыков, эмоциональной зрелости и учебных знаний по сравнению со сверстниками.
    • Развитие тяжелых психических расстройств. На фоне хронического стресса и социального отвержения резко возрастает риск развития депрессии, тревожных расстройств, суицидального поведения и зависимостей (алкогольной, наркотической).
    • Физические травмы и заболевания. Участие в драках, рискованное поведение и пренебрежение своим здоровьем приводят к высокому риску получения травм и развития хронических болезней.

    Отзывы

    +7 987 27XXXXX
    ПроДокторов
    27.11.2025
    Когда моя тревожность дошла до своего пика и сопровождалась ужасными симптомами, я решила, что пора обратиться к психиатру. Выбирала доктора по удаленности от дома, наличию записи здесь и сейчас и, конечно же, отзывам о врачах. Теперь и я хочу развеять чьи-то сомнения и выбрать специалиста по рекомендациям из отзывов. Мой врач - Бертхольц Владислав Владимирович. Во-первых, хочу отметить, как врач деликатно общается, очень располагает к себе и тщательно собирает анамнез, записывая все, чтобы ничего не пропустить. Во-вторых, он развеял мои некоторые сомнения (конечно же, в силу своего состояния, насколько это возможно, ведь даже я сама себе не верю, тревога тревожится сама и пока мне не подчиняется, ведь я только в начале своего пути). В-третьих, он не только объяснил мне по полочкам, что со мной происходит (и уверил мне, что я нормальная, просто тревожная, а у меня были сомнения в своей адекватности), он еще объяснил, как будет работать каждый препарат и что со мной может происходить на разных стадиях лечения. В-четвертых, врач не оставляет меня во время моего лечения и остается со мной на связи все это время. Как итог хочу сказать, что мне тоже страшно, как возможно и вам. Но то, что вы сейчас сидите и читаете отзывы и боретесь с внутренним голосом идти/не идти, то идите. Как говорят, из двух пунктов мы уже заведомо знаем, какой правильный, но боимся решиться его выбрать. Все будет хорошо. Вы на верном пути. Врачу огромное спасибо, что развеял мои страхи по поводу психиатров и антидепрессантов.
    +7 977 92XXXXX
    ПроДокторов
    23.11.2025
    Уже четвёртый год наш ребёнок находится под наблюдением Натальи Сергеевны, и мы полностью довольны результатами лечения. За это время врач продемонстрировала высокий профессионализм и умение находить правильный подход к решению медицинских проблем. Особенно хочется отметить эффективность назначенного лечения — все рекомендации врача действительно помогают улучшить состояние здоровья ребёнка. Наталья Сергеевна всегда тщательно подходит к диагностике и подбору терапии, что даёт стабильные положительные результаты. Благодаря грамотному подходу специалиста, мы видим явные улучшения в здоровье ребёнка. Регулярные осмотры и своевременное корректирование лечения позволяют держать ситуацию под контролем и избегать обострений. Однозначно рекомендуем Наталью Сергеевну как квалифицированного специалиста, которому можно доверить здоровье своих детей.
    +7 915 32XXXXX
    ПроДокторов
    19.11.2025
    Хочу поделиться отзывом. На приеме был мой ребёнок. Сложно найти подход к подросткам. Мария Викторовна специалист, который искренне хочет помочь и профессионал своего дела! Добросовестность, открытость, честность. После первого приема у ребёнка улучшилось настроение, появилось желание и мотивация! Планируем проходить курс терапии. Понравилось: внимательное отношение, чуткость, профессионализм, понятное объяснение и решение сложных проблем. Слова благодарности! Вы делаете этот мир лучше!
    +7 987 27XXXXX
    ПроДокторов
    27.11.2025
    Когда моя тревожность дошла до своего пика и сопровождалась ужасными симптомами, я решила, что пора обратиться к психиатру. Выбирала доктора по удаленности от дома, наличию записи здесь и сейчас и, конечно же, отзывам о врачах. Теперь и я хочу развеять чьи-то сомнения и выбрать специалиста по рекомендациям из отзывов. Мой врач - Бертхольц Владислав Владимирович. Во-первых, хочу отметить, как врач деликатно общается, очень располагает к себе и тщательно собирает анамнез, записывая все, чтобы ничего не пропустить. Во-вторых, он развеял мои некоторые сомнения (конечно же, в силу своего состояния, насколько это возможно, ведь даже я сама себе не верю, тревога тревожится сама и пока мне не подчиняется, ведь я только в начале своего пути). В-третьих, он не только объяснил мне по полочкам, что со мной происходит (и уверил мне, что я нормальная, просто тревожная, а у меня были сомнения в своей адекватности), он еще объяснил, как будет работать каждый препарат и что со мной может происходить на разных стадиях лечения. В-четвертых, врач не оставляет меня во время моего лечения и остается со мной на связи все это время. Как итог хочу сказать, что мне тоже страшно, как возможно и вам. Но то, что вы сейчас сидите и читаете отзывы и боретесь с внутренним голосом идти/не идти, то идите. Как говорят, из двух пунктов мы уже заведомо знаем, какой правильный, но боимся решиться его выбрать. Все будет хорошо. Вы на верном пути. Врачу огромное спасибо, что развеял мои страхи по поводу психиатров и антидепрессантов.
    +7 977 92XXXXX
    ПроДокторов
    23.11.2025
    Уже четвёртый год наш ребёнок находится под наблюдением Натальи Сергеевны, и мы полностью довольны результатами лечения. За это время врач продемонстрировала высокий профессионализм и умение находить правильный подход к решению медицинских проблем. Особенно хочется отметить эффективность назначенного лечения — все рекомендации врача действительно помогают улучшить состояние здоровья ребёнка. Наталья Сергеевна всегда тщательно подходит к диагностике и подбору терапии, что даёт стабильные положительные результаты. Благодаря грамотному подходу специалиста, мы видим явные улучшения в здоровье ребёнка. Регулярные осмотры и своевременное корректирование лечения позволяют держать ситуацию под контролем и избегать обострений. Однозначно рекомендуем Наталью Сергеевну как квалифицированного специалиста, которому можно доверить здоровье своих детей.
    +7 915 32XXXXX
    ПроДокторов
    19.11.2025
    Хочу поделиться отзывом. На приеме был мой ребёнок. Сложно найти подход к подросткам. Мария Викторовна специалист, который искренне хочет помочь и профессионал своего дела! Добросовестность, открытость, честность. После первого приема у ребёнка улучшилось настроение, появилось желание и мотивация! Планируем проходить курс терапии. Понравилось: внимательное отношение, чуткость, профессионализм, понятное объяснение и решение сложных проблем. Слова благодарности! Вы делаете этот мир лучше!
    Все отзывы

    Наши направления

    • Органные неврозы
    • Шизофрения у детей
    • Тревожное расстройство
    • Гиперактивность
    • Нервный тик у детей
    • Зависимости (гаджеты, лудомания и др.)
    • Соматоформные расстройства
    • Психосоматические расстройства у детей

    Часто задаваемые вопросы