академика
  • Услуги
  • Направления
  • Врачи
  • Отзывы
  • Прайс
  • О нас
  • Контакты
+7 (495) 120-02-62
г. Москва, ул. Трубная 29 с. 6
Версия для слабовидящих
академика
Загрузка...
академика
ООО НИК «Академика» 127051 г.Москва ул. Трубная д. 29 с. 6
ИНН: 9702073535
ОГРН: 1247700838527
Номер лицензии Л041-01137-77/02294775
Правовая информация
2025 НИК "Академика" все права защищены ©

Навигация

  • О нас
  • Психиатрия
  • Психология
  • Детская психиатрия
  • Врачи
  • Прайс
  • Контакты

Контакты

  • Адрес
    г. Москва, ул. Трубная 29 с. 6
  • Режим работы
    Ежедневно с 9:00 до 21:00
  • Телефон
    +7 (495) 120-02-62
  • e-mail
    info@academicals.ru
    Вся представленная на сайте информация не служит для постановки диагноза и назначения лечения. Она имеет только информационный характер и не является ни при каких условиях публичной офертой. Посетите своего лечащего врача.
    1. Главная
    2. Задержка психоречевого развития у детей

    Задержка психоречевого развития у детей

    • Врачи-психиатры и психологи с большим опытом работы с детьми, в том числе с ЗПРР
    • Используем только научно обоснованные методы терапии, без БАДов и псевдонаучных практик
    • Помощь ребенку и близким через семейную психотерапию и психообразование
    • Конфиденциально, без постановки на учёт
    Малыш, сосредоточенно и слегка нахмурившись, пытается вставить синий кубик

    Содержание

    1. Определение и классификация задержки психоречевого развития
    2. Симптомы и признаки задержки психоречевого развития
    3. Когда нужна консультация специалиста
    4. Консультация психолога в подарок
    5. Причины задержки психоречевого развития
    6. Механизм развития задержки психоречевого развития
      1. Лечение задержки психоречевого развития
      2. Осложнения и прогноз задержки психоречевого развития
      3. Профилактика задержки психоречевого развития
    7. Методы диагностики задержки психоречевого развития
    8. Список литературы (для родителей)
    9. Часто задаваемые вопросы

    Определение и классификация задержки психоречевого развития

    Задержка психоречевого развития (ЗПРР) — это сложное расстройство, при котором у ребенка наблюдается отставание от норм возраста как в речевом развитии, так и в становлении психических функций (мышления, памяти, внимания). ЗПРР обычно ставят детям дошкольного возраста, когда становятся очевидными признаки отставания от сверстников.

    Ключевое отличие ЗПРР от изолированной задержки речевого развития (ЗРР) в том, что при ЗРР страдает преимущественно речь, а психическое развитие может быть в норме. При задержке психоречевого развития нарушение затрагивает базовые процессы психики.

    В клинике "Академика" к лечению ЗПРР подходят комплексно. Программа лечения разрабатывается персонально и может включать медикаментозное лечение по назначению невролога или психиатра, современные методы коррекции и психообразование для родителей. Прием ведут опытные специалисты, ученые и кандидаты медицинских наук с большим клиническим опытом.

    Симптомы и признаки задержки психоречевого развития

    • Недостаточная реакция на обращенную речь, отсутствие гуления и лепета у ребёнка.
    • Нарушение эмоциональной связи с матерью, слабый интерес к общению.
    • Отставание в развитии двигательных навыков и моторики (поздно начинает держать голову, переворачиваться).
    • Ребенок отстает в развитии речи: к 2-3 годам словарный запас скудный, фразы отсутствуют.
    • Недостаточная сформированность познавательной деятельности: трудности с запоминанием цветов, форм, плохо складывает пазлы.
    • Особенности поведения: неусидчивость, агрессия или, наоборот, пассивность, сложности в общении с другими детьми в саду.
    • Нарушение психомоторного развития: ребенок неуклюж, имеет трудности с координацией.
    • Ярко выраженные трудности в обучении: не может освоить чтение и письмо.
    • Низкий уровень познавательных способностей: с трудом запоминает новое, не может сосредоточиться, логически мыслить и делать выводы.
    • Серьезные проблемы с социальной адаптацией среди сверстников в школе.

    Когда нужна консультация специалиста

    Главная опасность ЗПРР — это замкнутый круг: отставание в речи тормозит развитие мышления, а низкий уровень интеллектуального развития, в свою очередь, мешает развитию речи. Со временем без должной помощи разрыв между ребенком и сверстниками будет только увеличиваться, особенно в школьном возрасте. Своевременно начатая терапия позволяет насколько возможно компенсировать имеющиеся нарушение и скорректировать темп развития, что значительно улучшает прогноз и помогает малышу догнать сверстников.

    Консультация психолога в подарок

    Курс индивидуальной психотерапии из 8 сессий по цене 7 при единовременной оплате.

    Человек сидит на синем стуле, сложив руки, рядом со стильным столиком

    Причины задержки психоречевого развития

    Причины развития ЗПРР (задержки психоречевого развития) делятся на две основные группы: биологические и социально-психологические.

    Биологические причины связаны с работой нервной системы и головного мозга:

    • Врожденные патологии: генетические аномалии, аномалии развития головного мозга.
    • Повреждения мозга во время беременности, тяжелых родов или в первые недели жизни малыша (гипоксия, родовая травма).
    • Тяжелые общие заболевания, перенесенные в раннем возрасте (например, тяжелые инфекции с поражением мозга).
    • Неврологические патологии: эпилепсия, последствия черепно-мозговых травм.
    • Нарушение слуха, так как формирование речи напрямую зависит от способности слышать звуки.

    Социально-психологические причины:

    • Неблагоприятная обстановка в семье: недостаток внимания и общения, педагогическая запущенность, стрессы, жестокое обращение.
    • Гиперопека, которая тормозит развитие самостоятельности и познавательную активность малыша.
    • Психические травмы и тяжелые эмоциональные потрясения в раннем детском возрасте.

    Часто задержку развития ребенка вызывают несколько факторов одновременно: например, органическое поражение мозга усугубляется недостаточным общением с ребенком в семье. Поэтому диагностика ЗПРР требует комплексного обследования и лечения у ряда специалистов: психиатра, невролога, психолога, логопеда, дефектолога.

    Механизм развития задержки психоречевого развития

    Патогенез ЗПРР связан с тем, как вышеперечисленные причины влияют на работу головного мозга. Под их воздействием происходят следующие процессы:

    • Недостаточное созревание мозга. Особенно страдают лобные отделы коры, которые отвечают за сложные функции: планирование, контроль поведения, внимание и речь. Их медленное развитие напрямую влияет на психическое и речевое развитие ребенка.
    • Дисфункция нейронных связей. Нарушается слаженная передача информации между разными участками мозга. Из-за этого процессы мышления, памяти и восприятия работают несогласованно.
    • Задержка формирования когнитивных функций. В результате страдают все основные психические функции: память, внимание, мышление и речь. Это и приводит к общему отставанию ребенка от возрастной нормы.

    Лечение задержки психоречевого развития

    Лечение ЗПРР — это всегда длительный и сложный процесс, требующий комплексного подхода. Основная цель терапии — не просто «научить говорить», а активизировать развитие головного мозга и компенсировать нарушение высших психических функций. Успех лечения напрямую зависит от того, насколько своевременно оно было начато и насколько в процесс лечения вовлечены родители ребенка. В «Академике» программа лечения и коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка по результатам диагностики и может включать несколько видов помощи.

    Коррекционные программы

    Коррекционно-педагогическая работа является основой лечения ЗПРР. Она направлена на стимуляцию психического и речевого развития через специальные занятия.

    • Занятия с дефектологом и логопедом. Специалисты работают над расширением словарного запаса, постановкой речи, развитием связного высказывания. Используются методики, стимулирующие познавательную активность и мышление.
    • Нейропсихологическая коррекция. Включает специальные упражнения и техники, направленные на улучшение работы мозга, развитие внимания, памяти и пространственного восприятия.
    • Логопедический массаж. Помогает нормализовать тонус мышц артикуляционного аппарата, что важно для правильного произношения звуков.
    • Арт-терапия. Работа с художественными материалами (краски, пластилин, песок) прекрасно развивает мелкую моторику, что напрямую связано с развитием речи и интеллектуальных способностей ребенка.
    • Медикаментозное лечение. Назначается неврологом или психиатром строго по показаниям для улучшения работы нервной системы и стимуляции созревания мозга.

    В сложных случаях, когда задержка психического развития сочетается с нарушениями поведения или риском перехода в умственную отсталость, программа лечения ЗПР может также включать элементы поведенческой терапии и интенсивную нейрореабилитацию.

    Роль родителей в лечении

    При активном участии родителей лечение становится в разы эффективнее, а результаты — более устойчивыми. Ваша задача — создать благоприятную среду для развития малыша и ежедневно закреплять навыки, полученные на занятиях.

    • Выполнение рекомендаций специалистов. Регулярно выполняйте с ребенком домашние задания, которые дают логопед и дефектолог.
    • Постоянное общение. Говорите с ребенком четко и эмоционально, комментируйте все свои действия, читайте книги, задавайте вопросы.
    • Создание развивающей среды. Обеспечьте малыша развивающими игрушками (конструкторы, пазлы и другие), вовлекайте его в совместную деятельность.
    • Эмоциональная поддержка. Хвалите малыша за малейшие успехи, создавайте атмосферу принятия и безопасности. Помните, что задержка развития — это не его вина.

    Осложнения и прогноз задержки психоречевого развития

    При отсутствии своевременной и адекватной коррекции, задержка психоречевого развития может привести к серьезным осложнениям. Наиболее частое из них — школьная неуспеваемость. Ребенок с ЗПРР не осваивает программу, что приводит к стрессу, потере мотивации к обучению и усилению поведенческих проблем. Вторичными нарушениями часто становятся низкая самооценка, эмоциональная неустойчивость и трудности социализации. В тяжелых случаях, когда первичная патология мозга серьезная, задержка психического развития может трансформироваться в более стойкое расстройство — умственную отсталость (УО).

    Прогноз при ЗПРР напрямую зависит от причин нарушения, возраста ребенка, в котором начато лечение, и систематичности занятий. Наиболее благоприятный прогноз — при задержке, обусловленной социальными факторами, и при раннем начале комплексной реабилитации. У детей дошкольного возраста пластичность мозга очень высока, что позволяет в большинстве случаев успешно компенсировать отставание и подготовить малыша к школе. Даже при органических причинах своевременное лечение позволяет значительно улучшить уровень развития психических функций и речи, а также адаптировать ребенка к самостоятельной жизни.

    Профилактика задержки психоречевого развития

    Профилактика ЗПРР начинается еще на этапе планирования беременности и включает создание максимально благоприятных условий для развития нервной системы ребенка.

    • Профилактика до и во время беременности: будущей маме важно наблюдаться у врача, избегать вредных привычек, инфекций и стрессов, чтобы минимизировать риски врожденных патологий.
    • Благоприятная среда после рождения: с малышом нужно постоянно разговаривать, петь ему песни, окружить его любовью и вниманием. В раннем возрасте активно формируется основа речи и мышления.
    • Наблюдение за развитием: родителям следует знать основные возрастные нормы. Если ребенок отстает (поздно начал держать голову, гулить, сидеть), не стоит ждать, что «само наладится» — необходимо сразу получить консультацию педиатра, невролога или психиатра.
    • Стимуляция познавательной активности: с дошкольного возраста важны развивающие игры, чтение книг, творчество, что способствует гармоничному развитию всех психических процессов.

    Заполните форму, мы свяжемся с Вами, чтобы ответить на вопросы, помочь с выбором специалиста и записью на прием!

    Методы диагностики задержки психоречевого развития

    • Консультация детского психиатра

      Врач проводит беседу с родителями, оценивает ребенка, выявляет особенности поведения и эмоциональной сферы. Цель этого этапа — исключить другие расстройства, такие как аутизм или умственная отсталость, и определить необходимость медикаментозного лечения.
    • Консультация невролога и аппаратные исследования (ЭЭГ, МРТ, УЗДГ)

      Невролог осматривает ребенка и при необходимости назначает анализы и исследования. Они помогают выявить органические патологии и нарушение работы нервной системы и мозга, которые могут быть причиной задержки развития.
    • Нейропсихологическое обследование

      С помощью специальных тестов психолог оценивает уровень развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления, пространственного восприятия. Это обследование помогает понять особенности познавательной деятельности малыша.
    • Диагностика речевого развития

      Логопед и дефектолог определяют уровень развития речи, наличие конкретных речевых нарушений, оценивают артикуляционный аппарат, чтобы понять, как именно отставание в речи связано с нарушением других психических процессов, чтобы подобрать наиболее подходящий метод коррекции.

    Список литературы (для родителей)

    1. «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1-3 лет» — Елена Янушко.
    2. «Самая важная книга для родителей» — Юлия Гиппенрейтер.
    3. «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» — Анна Мария Кравченко.
    4. «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» — Мария Осорина.

    Отзывы

    +7 987 27XXXXX
    ПроДокторов
    27.11.2025
    Когда моя тревожность дошла до своего пика и сопровождалась ужасными симптомами, я решила, что пора обратиться к психиатру. Выбирала доктора по удаленности от дома, наличию записи здесь и сейчас и, конечно же, отзывам о врачах. Теперь и я хочу развеять чьи-то сомнения и выбрать специалиста по рекомендациям из отзывов. Мой врач - Бертхольц Владислав Владимирович. Во-первых, хочу отметить, как врач деликатно общается, очень располагает к себе и тщательно собирает анамнез, записывая все, чтобы ничего не пропустить. Во-вторых, он развеял мои некоторые сомнения (конечно же, в силу своего состояния, насколько это возможно, ведь даже я сама себе не верю, тревога тревожится сама и пока мне не подчиняется, ведь я только в начале своего пути). В-третьих, он не только объяснил мне по полочкам, что со мной происходит (и уверил мне, что я нормальная, просто тревожная, а у меня были сомнения в своей адекватности), он еще объяснил, как будет работать каждый препарат и что со мной может происходить на разных стадиях лечения. В-четвертых, врач не оставляет меня во время моего лечения и остается со мной на связи все это время. Как итог хочу сказать, что мне тоже страшно, как возможно и вам. Но то, что вы сейчас сидите и читаете отзывы и боретесь с внутренним голосом идти/не идти, то идите. Как говорят, из двух пунктов мы уже заведомо знаем, какой правильный, но боимся решиться его выбрать. Все будет хорошо. Вы на верном пути. Врачу огромное спасибо, что развеял мои страхи по поводу психиатров и антидепрессантов.
    +7 977 92XXXXX
    ПроДокторов
    23.11.2025
    Уже четвёртый год наш ребёнок находится под наблюдением Натальи Сергеевны, и мы полностью довольны результатами лечения. За это время врач продемонстрировала высокий профессионализм и умение находить правильный подход к решению медицинских проблем. Особенно хочется отметить эффективность назначенного лечения — все рекомендации врача действительно помогают улучшить состояние здоровья ребёнка. Наталья Сергеевна всегда тщательно подходит к диагностике и подбору терапии, что даёт стабильные положительные результаты. Благодаря грамотному подходу специалиста, мы видим явные улучшения в здоровье ребёнка. Регулярные осмотры и своевременное корректирование лечения позволяют держать ситуацию под контролем и избегать обострений. Однозначно рекомендуем Наталью Сергеевну как квалифицированного специалиста, которому можно доверить здоровье своих детей.
    +7 915 32XXXXX
    ПроДокторов
    19.11.2025
    Хочу поделиться отзывом. На приеме был мой ребёнок. Сложно найти подход к подросткам. Мария Викторовна специалист, который искренне хочет помочь и профессионал своего дела! Добросовестность, открытость, честность. После первого приема у ребёнка улучшилось настроение, появилось желание и мотивация! Планируем проходить курс терапии. Понравилось: внимательное отношение, чуткость, профессионализм, понятное объяснение и решение сложных проблем. Слова благодарности! Вы делаете этот мир лучше!
    +7 987 27XXXXX
    ПроДокторов
    27.11.2025
    Когда моя тревожность дошла до своего пика и сопровождалась ужасными симптомами, я решила, что пора обратиться к психиатру. Выбирала доктора по удаленности от дома, наличию записи здесь и сейчас и, конечно же, отзывам о врачах. Теперь и я хочу развеять чьи-то сомнения и выбрать специалиста по рекомендациям из отзывов. Мой врач - Бертхольц Владислав Владимирович. Во-первых, хочу отметить, как врач деликатно общается, очень располагает к себе и тщательно собирает анамнез, записывая все, чтобы ничего не пропустить. Во-вторых, он развеял мои некоторые сомнения (конечно же, в силу своего состояния, насколько это возможно, ведь даже я сама себе не верю, тревога тревожится сама и пока мне не подчиняется, ведь я только в начале своего пути). В-третьих, он не только объяснил мне по полочкам, что со мной происходит (и уверил мне, что я нормальная, просто тревожная, а у меня были сомнения в своей адекватности), он еще объяснил, как будет работать каждый препарат и что со мной может происходить на разных стадиях лечения. В-четвертых, врач не оставляет меня во время моего лечения и остается со мной на связи все это время. Как итог хочу сказать, что мне тоже страшно, как возможно и вам. Но то, что вы сейчас сидите и читаете отзывы и боретесь с внутренним голосом идти/не идти, то идите. Как говорят, из двух пунктов мы уже заведомо знаем, какой правильный, но боимся решиться его выбрать. Все будет хорошо. Вы на верном пути. Врачу огромное спасибо, что развеял мои страхи по поводу психиатров и антидепрессантов.
    +7 977 92XXXXX
    ПроДокторов
    23.11.2025
    Уже четвёртый год наш ребёнок находится под наблюдением Натальи Сергеевны, и мы полностью довольны результатами лечения. За это время врач продемонстрировала высокий профессионализм и умение находить правильный подход к решению медицинских проблем. Особенно хочется отметить эффективность назначенного лечения — все рекомендации врача действительно помогают улучшить состояние здоровья ребёнка. Наталья Сергеевна всегда тщательно подходит к диагностике и подбору терапии, что даёт стабильные положительные результаты. Благодаря грамотному подходу специалиста, мы видим явные улучшения в здоровье ребёнка. Регулярные осмотры и своевременное корректирование лечения позволяют держать ситуацию под контролем и избегать обострений. Однозначно рекомендуем Наталью Сергеевну как квалифицированного специалиста, которому можно доверить здоровье своих детей.
    +7 915 32XXXXX
    ПроДокторов
    19.11.2025
    Хочу поделиться отзывом. На приеме был мой ребёнок. Сложно найти подход к подросткам. Мария Викторовна специалист, который искренне хочет помочь и профессионал своего дела! Добросовестность, открытость, честность. После первого приема у ребёнка улучшилось настроение, появилось желание и мотивация! Планируем проходить курс терапии. Понравилось: внимательное отношение, чуткость, профессионализм, понятное объяснение и решение сложных проблем. Слова благодарности! Вы делаете этот мир лучше!
    Все отзывы

    Наши направления

    • Органные неврозы
    • Шизофрения у детей
    • Тревожное расстройство
    • Гиперактивность
    • Нервный тик у детей
    • Зависимости (гаджеты, лудомания и др.)
    • Соматоформные расстройства
    • Психосоматические расстройства у детей

    Часто задаваемые вопросы