
Арт-терапия — это метод психологической помощи, где в качестве основного инструмента выступает творчество. В отличие от занятий в художественной школе, цель здесь — не создание шедевра, а мягкое ненавязчивое исследование внутреннего мира ребенка через рисунок, лепку, движение или музыку. Когда ребенок погружен в творческий процесс, он получает возможность выразить то, что еще не может понять и объяснить словами: свои страхи, тревоги, радость, гнев, внутреннее напряжение. Умение говорить о чувствах или понимать их причины в детском возрасте еще только формируется, поэтому творчество является самым простым и честным языком. В клинике «Академика» арт-терапия — это часть комплексного подхода к детскому здоровью. Арт-терапия может быть эффективным дополнением к работе с детским психологом, психиатром или семейной терапии. Такой подход обеспечивает максимально эффективную поддержку.
Существует множество форматов арт-терапии, каждая из которых подходит для разных детей, решая определенные задачи.
Это направление, где основным инструментом выступает рисунок и работа с красками, карандашами, мелками. Во время рисования можно выразить на бумаге свои внутренние переживания. Внимание к деталям, выбору цветов, сюжету позволяет психологу проводить глубокую диагностику или коррекцию эмоционального состояния.
Ребенок создает свой собственный мир в песочнице, используя миниатюрные фигурки и песок. Этот процесс позволяет безопасно проработать травмы, тревожность, агрессию, внутренние конфликты.
Другие виды
Свободное самовыражение.
Специалист организует занятие таким образом, чтобы каждый чувствовал свободу в выборе материалов и тем для творчества. Здесь нет понятий «правильно» или «красиво», что позволяет раскрепоститься, проявить свои эмоции или переживания без страха осуждения.Ненавязчивое сопровождение.
Психолог мягко направляет процесс, предлагая упражнения, исходя из задач занятия, но всегда чутко следует за инициативой и потребностями ребенка, поддерживая его исследование.Анализ и обсуждение.
После завершения работы специалист ненавязчиво проводит беседу, задавая открытые вопросы: «Расскажешь про свой рисунок?», «Что чувствует этот герой?». Такой диалог помогает ребенку самому осознать свои чувства, установить связь между образом на бумаге и своими внутренними переживаниями, лучше понять себя и свои эмоции.Вовлечение родителей.
При необходимости после занятия психолог беседует с родителями, объясняет смысл тех или иных упражнений, дает рекомендации, как создать поддерживающую среду дома. Это исключительно важно для закрепления результатов терапии и создания единой системы поддержки.Курс индивидуальной психотерапии из 8 сессий по цене 7 при единовременной оплате.
Арт-терапия — это метод, который мягко и эффективно воздействует на различные сферы детской жизни. Прежде всего, это мощный инструмент для эмоциональной разрядки. Когда ребенок получает возможность выразить накопившиеся переживания через рисунок или лепку, он освобождается от негативных эмоций, сбрасывая напряжение.
Арт-терапия значительно повышает самооценку: нет страха сделать что-то «неправильно», ведь в творчестве не существует шаблонов. Это воспитывает уверенность в своих силах.
Работа с художественными материалами (краски, пластилин, песок) прекрасно развивает мелкую моторику, что напрямую связано с развитием речи и интеллекта. Групповой формат занятий незаменим для развития навыков коммуникации, сотрудничества и социализации, учит детей выстраивать доверительные отношения со сверстниками и взрослыми.
Пространство для арт-терапии в «Академике» — это светлое, уютное помещение, где можно расслабиться, полностью погружаясь в процесс творчества. Основу нашего арсенала составляют материалы для изотерапии: это бумага разных фактур (от акварельной до плотного картона), яркие краски (гуашь, акварель), кисти разнообразных размеров и текстур, восковые мелки, пастель, цветные карандаши, фломастеры. Для работы с объемом и развития моторики в клинике есть пластилин, глина, тесто для лепки.
Для песочной терапии обычно требуется специальный ящик или световой планшет с песком и коллекция миниатюрных фигурок, символизирующих людей, животных, здания, природу.
Для других методик арт-терапии также могут понадобиться музыкальные инструменты (бубны, маракасы, ксилофоны), куклы, ткани, костюмы. Важно, чтобы все материалы были качественными, безопасными, вызывали у интерес и желание творить. Их разнообразие позволяет психологу гибко подбирать инструмент, наиболее подходящий под задачи или эмоциональное состояние ребенка на конкретном занятии.
В детских садах и школах арт-терапия помогает детям развить важные для учебы и жизни качества:
Таким образом, арт-терапия готовит к школе не только морально, но и практически, помогая будущему школьнику стать спокойнее, общительнее, увереннее в себе.
Арт-терапия для детей — это не просто модное направление, а глубокий, научно обоснованный метод психологической помощи и развития. Через творчество дети учатся понимать себя, окружающий мир, справляться с трудностями, регулировать свои эмоции, строить доверительные отношения.
Наш главный совет для родителей — проявлять внимание к детскому творчеству, но без оценки или критики. Создайте дома пространство для творчества, обеспечьте его разнообразными материалами, дайте ребенку возможность творить свободно.
Если вы заметили у ребенка устойчивые признаки тревожности, агрессии, замкнутость или другие тревожные сигналы — не откладывайте обращение за профессиональной помощью. Помните, что раннее обращение к специалисту (психологу, психиатру) позволяет эффективно решить многие проблемы, не допуская их усугубления.
Копытин А.И. "Системная арт-терапия". СПб.: Питер, 2020.
Лебедева Л.Д. "Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий". СПб.: Речь, 2018.
Киселева М.В. "Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов и врачей". СПб.: Речь, 2019.
Джосчко Р. и др. "Эффективность арт-терапии в снижении симптомов тревоги и депрессии: систематический обзор". Журнал клинической психологии, 2024.
Назарова Л.Р. "Песочная терапия в коррекции эмоциональных нарушений у детей". М.: Генезис, 2021.